Press "Enter" to skip to content

○ СУПЕРВИЗОРЫ

Психоаналитическая супервизия — часть психоаналитического образования, наряду с теоретической подготовкой и тренинговым анализом. Психоаналитическая супервизия ПС заключается в обсуждении клинического материала, предоставляемого устно или письменно психоаналитиком, психоаналитически ориентированным терапевтом или психологом супервизору.

Супервизором может быть специалист, прошедший специальную подготовку или имеющий советующий опыт, признанный достаточным в том или ином сообществе.

Супервизия может быть индивидуальной (супервизирующийся психоаналитик – супервизант и супервизор) и групповой (несколько супервизантов и супервизор). Существует особая форма групповой супервизии – интервизия, когда супервизируются несколько коллег, имеющих супервизорский опыт, без ведущего.

Первым супервизорским случаем, описанным в литературе, можно считать работу З.Фрейда «Анализ случая пятилетнего мальчика».

Необходимость в супервизорской помощи ощущалась с самого начала возникновения психоанализа. В первые годы в роли супервизора выступал психоаналитик терапевта. Начиная с 20-х годов ХХ века в ряде стран были созданы институты психоанализа, проводящие профессиональное обучение кандидатов в психоаналитики. Развитие теории и практики привело к пониманию необходимости отделения личного психоаналитического материала от рассказов о пациентах.

Супервизирование было выделено в отдельную деятельность. Наиболее признанным является полное разделение личного анализа и супервизорирования случаев. Аналитик не может быть супервизором своему анализанту по крайней мере в течение всей аналитической работы. Свою практическую работу кандидат в психоаналитики должен обсуждать (супервизировать) с другими аналитиками. Эта модель была принята впервые Берлинским Институтом Психоанализа, руководимым К.Абрахамом, а затем и большинством других институтов. Полярного мнения придерживался Ш. Ференци (Венгрия, Будапешт), чьи идеи совмещения функций аналитика и супервизора в одном человеке имеют определенное влияние и по сей день.

В работах Дж. Флеминга и Т. Бенедека «Психоаналитическая супервизия: метод клинического обучения» (1966), «Формирование психоаналитика: исследование психоаналитической супервизии» (под ред. Р. Валлерстайна, 1981), П. Девальда «Процесс обучения психоаналитической супервизии» (1987) и ряде других ставятся и обсуждаются вопросы, непосредственно относящиеся к теории и практике супервизорства. В ряде стран открыты программы по обучению супервизоров.

С 80-х годов прошлого столетия супервизирование стало активно исследоваться. В поле зрения оказался как сам процесс супервизорской практики, так и его влияние на работу обучающихся психоанализу с их пациентами; проблемы супервизорских отношений, влияние институтов и личности обоих участников и многое другое.

СПИСОК СУПЕРВИЗОРОВ:

  • Аграчева Марина Борисовна, Москва. Тренинг-аналитик.
  • Алавидзе Татьяна Львовна, кандидат психологических наук, Москва. Тренинг-аналитик.
  • Антонова Людмила Сергеевна, Москва
  • Арутюнян Марина Юриковна, кандидат психологических наук, Москва. Тренинг-аналитик.
  • Грачева Татьяна Викторовна, Москва
  • Жалюнене Елена Владимировна, кандидат медицинских наук, Москва
  • Зимин Виталий Александрович, МоскваТренинг-аналитик.
  • Зимина Элина Рафаэлевна, Москва
  • И Гиль Сон, кандидат психологических наук, Москва
  • Кадыров Игорь Максутович, доцент, кандидат психологических наук, Москва. Тренинг-аналитик.
  • Калмыкова Екатерина Семеновна, ст.н.с., кандидат психологических наук, Москва. Тренинг-аналитик.
  • Кигай Наталья Ингридовна, Москва. Тренинг-аналитик.
  • Корнеева Ирина Николаевна
  • Корбут Ксения Павловна, Москва
  • Миско Елена Анатольевна, Москва
  • Мучник Марина Моисеевна, кандидат психологических наук, Москва
  • Нестеренко Маргарита Александровна, Москва
  • Райзман Евгений Маркович, доктор медицинских наук, Москва
  • Ромашкевич Михаил Васильевич, Москва
  • Тимофеева Мария Николаевна, Москва. Тренинг-аналитик
  • Тришкина Элина Романовна, Москва
  • Усков Александр Феликсович, Москва. Тренинг-аналитик.
  • Холина Наталия Аркадьевна, кандидат психологических наук, Москва